Коко Шанель (фр.Coco Chanel, полное имя Габриэ́ль Бонёр Шанель) — всемирно известный французский модельер, икона стиля, основательница Модного дома Chanel.
Коко Шанель — легендарная личность, пережившая моменты славы и поражений. Она оставила после себя огромное наследие: маленькое черное платье, стеганые прямоугольные кожаные сумочки на цепочке, приталенный жакет и роскошный аромат Chanel № 5, который считается настоящим произведением парфюмерного искусства.
О ней издано множество литературных произведений, снято более десятка художественных и документальных фильмов. Биография Коко Шанель напоминает остросюжетный любовный роман, который читается на одном дыхании.
Трудное детство
Габриэ́ль Бонёр (Коко́) Шане́ль родилась 19 августа 1883 года на левом берегу Луары в городе Сомюр. Ее отец Альберт Шанель был странствующим уличным торговцем, который торговал рабочей одеждой и нижним бельем, вел кочевой образ жизни и путешествовал по крупным городам, чтобы прокормить семью. Мать Евгения Жанна Деволь — прачка, работающая в благотворительной больнице.
Детство у будущей кутюрье было не из легких. Габриель — второй внебрачный ребенок Жанны и Альберто Шанель. Ее старшая сестра по имени Джулия, родилась годом раньше.
Когда «Коко» исполнился один год, ее родители поженились. Фактически семья Жанны Деволь заплатила Альберту, чтобы тот взял в жены их «непутевую» родственницу.
Всего у Альберта и Жанны было пятеро совместных детей — два мальчика и три девочки. Семейство проживало в тесной однокомнатной квартире в городе Брив-ла-Гайард.
Когда девочке исполнилось 12 лет, ее мать смертельно заболела туберкулезом и в возрасте 32 лет умерла. После этих плачевных событий Альберт был вынужден устроить двух сыновей подсобниками на ферму, а трех дочерей отправить в Обазинское аббатство, при котором находился сиротский приют. В монастыре царила суровая дисциплина и высокие моральные принципы, что способствовало оптимальным условиям для развития самодисциплины и закалки характера.
Именно здесь, пропитанная религиозным духом Коко, познакомилась с тонкостями шитьевого искусства. В возрасте 18 лет Шанель отправилась жить в пансион для католических девушек в городе Мулен.
Сценическая карьера
Навыки шитья, полученные в монастыре, девушке пригодились — она легко нашла работу швеи. В свободное от работы время, она пела в кабаре, которое часто посещали кавалерийские офицеры. Шанель дебютировала на сцене в кафе-концерте (популярном развлекательном заведении той эпохи) в Ротонде. Она была позершей — актрисой, которая развлекала толпу между выступлениями звезд. В ее репертуаре значились такие песни, как «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco», что, как многие считают, и послужило присвоением ей прозвища — «Коко». Сама же Шанель часто говорила, что это прозвище дал ей отец.
В 1906 году Шанель поехала работать в курортный город Виши, где было сосредоточено множество концертных залов, театров и кафе. Это место предоставляло отличные возможности для карьерного роста. Но, несмотря на молодой возраст и хорошие физические данные, на прослушиваниях она не произвела впечатления (ее вокал был посредственным). После нескольких сценических неудач Коко поняла, что серьезная сценическая карьера ей не светит.
Период бурных романов
Когда курортный сезон в Виши закончился, Шанель вернулась в Мулен и продолжила выступать в Ротонде. Во время одного из концертов ее заметил офицер и наследник текстильного бизнеса Этьен Бальсан. В возрасте двадцати трех лет Шанель стала его любовницей и переехала жить к нему в замок Royallieu, расположенный на севере Франции недалеко от города Компьен. Она делила постель с еще одной любовницей Бальсана — Эмильенной д’Алансон — светской львицей и законодательницей моды, оказавшей серьезное влияние на Шанель в области стиля.
Позже Шанель писала об этой ситуации:
«Я действительно жила у Бальсана, на деньги Бальсана, ездила с ним в Париж, спала с ним, каталась на его лошадях, одевалась за его счет и при этом его самого не любила. А он не любил меня. Просто приятельница, просто запасная любовница…»
Их отношения продлились около трех лет.
История создания бренда Chanel
В 1909 году Шанель отправляется в Париж и селится в квартире Бальсана.
В 1910 году открывается первый магазин Chanel, который полностью был профинансирован ее покровителем. Ассортимент — аккуратные женские шляпки, которые охотно покупали приятельницы Бальсана и его друзей.
В течение года бутик переместился в здание № 31 по улице Камбон. Это здание и сейчас расположено напротив отеля «Риц», где значительную часть жизни прожила гениальная законодательница моды.
После нескольких лет совместной жизни Коко ушла к английскому промышленнику Артуру Кэйпелу, известному в кругу друзей по кличке «Бой».
Кэйпел представлял собой влиятельного представителя английского высшего класса, который всячески поддерживал Шанель во всех ее начинаниях.
Их бурный роман длился девять лет. Даже после того, как в 1918 году Кэйпел женился на английской аристократке леди Диане Уиндхэм, отношения между ним и Шанель еще продолжались.
К сожалению, возлюбленный Коко трагически погиб в автокатастрофе, она не смогла смириться с утратой, и до конца жизни так и не вышла замуж.
Долгожданное признание Шанель получила в 1912 году, когда театральная актриса Габриель Дорзиат стала носить ее шляпки в пьесе Фернана Нозьера «Bel Ami».
В 1913 году в самом сердце Довиля кутюрье открыла бутик, где представила женскую спортивную одежду прет-а-порте, которая не сковывала движения и позволяла вести активный образ жизни. Для ее пошива был использован трикотаж. Помимо спортивной одежды в магазине продавались шляпы, куртки, фланелевые блейзеры, прямые льняные юбки, свитера, пиджачные костюмы и матросские блузы.
Первая Мировая — знакомьтесь, джерси
В период Первой Мировой войны (1914 — 1918 гг.) большинство женщин нуждались в практичной и удобной одежде.
В качестве альтернативы дорогостоящим материалам Коко использовала трикотаж джерси — мягкую, струящуюся, практичную, податливую, приятную на ощупь ткань, которая в то время считалась тканью для бедных и использовалась в основном для изготовления мужского нижнего белья и носочно-чулочной продукции.
На первых показах публика была возмущена. Ведь ранее до Коко никому и в голову не приходило использовать джерси в качестве основного материала. Но нужно признать, в скором времени эксперимент дизайнера признали революционным. Шанель первая заимствовала для женской моды элементы мужского гардероба. Именно благодаря ее новаторскому взгляду на смену неудобным корсетам и пышным юбкам пришли удобные и комфортные наряды.
Во многих изделиях прослеживался военный след, который явно указывал на внутреннее состояние кутюрье. К 1915 году талантливая Габриэль покорила всю Францию. Ее одежда, отличающаяся лаконичностью и практичностью, стала невероятно популярна у женщин.
В 1915 и 1917 годах журнал Harper’s Bazaar отметил, что имя Chanel было в шоппинг-списке каждой покупательницы. Бутик дизайнера на улице Камбон в то время предлагал дамам простые повседневные ансамбли дневных платьев и пальто, черные вечерние платья, расшитые кружевом или оформленные небольшими драгоценными камнями.
В 1915 году решительная Шанель открывает магазин в Биаррице. После года работы бизнес оказался настолько прибыльным, что в 1916 году модельер смогла возместить первоначальные вложения Кэйпеля.
Регистрация ТМ Chanel
В 1918 году Шанель приобрела здание по адресу 31-я улица Камбон, в одном из самых фешенебельных районов Парижа, где ранее был расположен первый магазин Chanel и впоследствии расположился ее модный дом. К 1927 году Шанель владела пятью зданиями на улице Камбон.
К 1919 году официально была зарегистрирована компания Chanel.
Следуя модным тенденциям 1920-х годов, Дом Шанель производил платья из бисера, которые стали особенно популярными среди женщин, идущих в ногу с модным веянием flapper.
Параллельно этому икона стиля разрабатывает ансамбль из двух или трех предметов, ставший образцом женского стиля. Его пропагандировали как «форму на вторую половину дня и вечер», которая стала называться «костюм Шанель».
В 1921 году она открыла раннее воплощение модного бутика, где помимо одежды, шляпок и аксессуаров продавались ювелирные украшения и духи.
Chanel № 5 — не теряющая актуальность классика
Что касается парфюмерии Chanel, то первый аромат увидели свет в 1921 году. Под пристальным присмотром Коко был создан настоящий эталон парфюмерного искусства, легендарные Chanel № 5.
Для создания композиции был привлечен Эрнест Бо — французско-русский парфюмер, представленный Коко Великим русским князем Дмитрием Павловичем Романовым.
Габриэль хотела, чтобы аромат целиком и полностью олицетворял запах женщины — настоящей, уверенной в себе леди, которая знает, как нужно пахнуть. Как правило, такая женщина привлекает внимание сильного пола, дразнит и увлекает, но каждый раз ускользает и остается недосягаемой.
По наставлению Коко композиция разрабатывалась на базе различных эссенций, а не на нескольких, как тогда было принято. Спустя некоторое время Эрнест Бо представил Коко Шанель для предварительной оценки несколько ароматов в простых флаконах под номерами. Великая швея выбрала флакон под номером 5 (к тому же «пять» было любимым числом Шанель, в чём она усмотрела особый знак судьбы). Название для нового аромата было придумано быстро — простым добавлением к номеру имени заказчика. Так мир получил «Chanel 5»…
Всего же композиция аромата состояла из 80 ингредиентов. Самыми узнаваемыми оттенками Chanel № 5 стали: верхушка пирамиды — иланг-иланг, альдегиды, нероли, лимон и бергамот; ноты сердца — жасмин, ирис, корень ириса, роза и ландыш; базовые ноты — сандал, амбра, мускус, пачули, ваниль, ветивер и дубовый мох.
В 1924 году Шанель совместно с предпринимателем Пьером Вертхаймером открыла подразделение по производству парфюмерии — Parfums Chanel. По условиям договора Вертхаймер обязывался предоставить полное финансирование для производства, маркетинга и распространения духов Chanel № 5. Распределение долей в бизнесе осуществлялось по следующей схеме: Вертхаймер — 70 %; Теофиль Бадер — французский бизнесмен, который свел Коко с Вертхаймером — 20 %; Шанель — 10 %. Спустя двадцать с лишним лет Коко получила полный контроль над Parfums Chanel и призналась, что Пьер Вертхаймер был «мошенником, который обманул меня».
В 2016 году была выпущена обновленная версия «Chanel N°5 L’Eau». Лицом новинки стала Лили-Роуз Мелоди Депп.
Слитки общества
В 1923 году Вера Бейт Ломбарди она же Сара Гертруда Аркрайт (по общему мнению, незаконнорожденная дочь Маркиза Кембриджа) помогла Шанель войти в высшие слои британской аристократии. Это была элитная группа ассоциаций, вращающаяся вокруг таких влиятельных фигур, как политик Уинстон Черчилль, аристократы герцог Вестминстерский, и члены королевской семьи, такие как Эдвард и Принц Уэльский.
В Монте-Карло в 1923 году, в возрасте сорока лет, Шанель была представлена Ломбарди чрезвычайно богатому герцогу Вестминстерскому, Хью Ричарду Артуру Гросвенору — известному в кругу близких как «Бендор». Герцог щедро одарил Шанель экстравагантными драгоценностями, дорогими произведениями искусства и домом в престижном лондонском районе Мейфэр. Его роман с Шанель длился десять лет.
В 1927 году герцог Вестминстерский подарил Шанель участок земли, который он купил в Рокбрюн-Кап-Мартен на Французской Ривьере. Модельер возвела здесь виллу, получившую название La Pausa. Интерьер сооружения повторял приют Обазинского аббатства, где Шанель провела юность. В 1953-м поместье было продано.
Когда ее спросили, почему она не вышла замуж за герцога Вестминстерского, она сказала: «Было несколько герцогинь Вестминстерских. Есть только одна Шанель».
Недостойный Голливуд
В 1931 году, находясь в Монте-Карло, Шанель познакомилась с Сэмюэлем Голдвином — одним из самых успешных кинопродюсеров в истории США. Голдвин предложил ей соблазнительное предложение. За сумму в миллион долларов (примерно 75 миллионов долларов США по сегодняшним меркам) она дважды в год посещает Голливуд для разработки костюмов для звезд киностудии MGM. От такого предложения было невозможно устоять, и Шанель согласилась. В ее нарядах в 1931 году блистала икона стиля своего времени и одна из самых ярких и окупаемых звезд эпохи немого кино Глория Свенсон «Сегодня, или никогда». Среди постоянных клиентов оказались Грета Гарбо и Марлен Дитрих.
Очень скоро Шанель разочаровалась в Голливудских трендах и покинула столицу мирового кинематографа. Влиятельное издание The New Yorker иронично писал о провале Коко Шанель в Голливуде: «ей сказали, что ее платья не достаточно сенсационны. Она сделала женщину похожей на леди. А Голливуд хочет, чтобы леди выглядела как две леди».
Разочарованная Шанель вернулась к созданию костюмов для нескольких французских фильмов, в числе которых была кинокартина Жана Ренуара 1939 года «Правила Игры», в субтитрах которой ее упомянули как Дом моды Шанель.
Нестабильные 40-е
В 1932 году состоялась премьера выставки ювелирных украшений Chanel, посвященной алмазам. Некоторые из тех колье, что были презентованы на ней, вновь предстали перед публикой в 1993 году. Среди них известные ожерелья «Комета» и «Фонтан».
С наступлением 30-х годов модные тренды изменились. Следом за ними изменились и вечерние платья от Chanel, которые приобрели более женственный вид и стали удлиненными. Платья из летних коллекций отличались яркими контрастными расцветками, а в качестве декора кутюрье использовала хрусталь и серебряные ремешки. В 1937 году Шанель впервые разработала линию одежды для миниатюрных женщин.
К 1935 году в компании Chanel насчитывалось около 4000 сотрудников.
Во второй половине 30-х годов место Коко Шанель на троне высокой моды оказалось под угрозой. Мальчишеский вид и короткие юбки 1920-х годов, казалось, исчезли в одночасье. Ее проекты для голливудских кинозвезд не были успешными и не улучшили ее репутацию, как ожидалось. Что еще более важно, звезда Шанель понемногу стала угасать на фоне Эльзы Скиапарелли. Инновационные проекты Скиапарелли, изобилующие игривыми отсылками на сюрреализм, завоевывали признание критиков и вызывали энтузиазм в мире моды.
Чувствуя, что ее влияние в мире моды ослабевает, Шанель начинает сотрудничество с Жаном Кокто в его театральной пьесе «Эдип Рекс». Костюмы, которые она проектировала, были высмеяны и критически раскритикованы: «завернутые в бинты актеры выглядели как мумии скорой помощи или жертвы какого-то ужасного несчастного случая». Она также приложила руку к созданию костюмов для балетной постановки Russes de Monte Carlo. Однако 3 сентября 1939 года Великобритания объявила войну нацистской Германии, и балет был закрыт.
Вторая мировая война — волк в овечьей шкуре
В 1939 году, с началом Второй мировой войны, Шанель заморозила производство и закрыла все свои магазины. Она сказала, что сейчас не время для моды; в результате ее действий 4000 работниц потеряли работу.
Закрывая свой модный дом, Шанель сделала сенсационное заявление о своих политических взглядах. Ее неприязнь к евреям, якобы обострившаяся из-за ее связи с общественными элитами, укрепила ее убеждения. Коко поделилась своими расистскими антисемитскими взглядами, что евреи представляют угрозу для Европы из-за большевистского правительства в Советском Союзе.
Во время немецкой оккупации Шанель проживала в роскошном отеле Ritz, который также использовался в качестве штаб-квартиры для высшего эшелона немецкого военного персонала. Здесь у Коко завязались романтические отношения с бароном Гансом Гюнтером фон Динклагеном — немецким дипломатом и бывшим офицером прусской армии, генеральным прокурором, который с 1920 года работал оперативником в военной разведке.
Хэл Воган в своей книге «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель» утверждает, что Шанель всяко восхваляла Гитлера и сотрудничала с германским правительством во время Второй мировой войны. По словам историка, она не просто поставляла немцам инсайдерскую информацию из Франции, но и официально числилась в немецкой разведке, имея на своём счету более десятка успешно выполненных шпионских миссий.
По окончании войны Шанель припомнили все ее выходки. За ней закрепился ярлык пособницы фашистов, она была обвинена в коллаборационизме и арестована. В 1944 году при содействии Черчилля её выпустили на свободу, но при условии, что она покинет Францию.
Чтобы избежать дальнейших преследований в 1945 году, Шанель пришлось уехать в Швейцарию, где она жила до 1953 года. Все это время ее сопровождал барон Ганс Гюнтер фон Динклаген.
Битва за контроль над Parfums Chanel
Вторая Мировая Война, в частности захват нацистами всей еврейской собственности и коммерческих предприятий, предоставила Шанель возможность получить полный контроль над организацией Parfums Chanel и его самым прибыльным продуктом Chanel № 5. Прежние директора, братья Вертхаймеры, были евреями. Шанель использовала свое положение «арийки», чтобы подать прошение немецким чиновникам о легализации ее притязаний на единоличное владение.
5 мая 1941 года она написала письмо правительственному администратору, которому было поручено принять решение о ликвидации еврейских финансовых активов. Ее основания для права собственности были основаны на утверждении, что Parfums Chanel «все еще является собственностью евреев».
«У меня есть, — писала она, — неоспоримое право приоритета … прибыль, которую я получила от своих творений с момента основания этого бизнеса … несоразмерны… вы можете помочь частично исправить предрассудки, которые я испытывала в течение этих семнадцати лет».
Шанель не знала, что Вертхаймеры, предвидя предстоящие нацистские мандаты против евреев, в мае 1940 года передали контроль над Parfums Chanel французскому бизнесмену и промышленнику-христианину Феликсу Амио. В конце войны Амио вернул Parfums Chanel в руки Вертхаймеров.
Тем временем, Коко Шанель, которая на тот момент проживала в Швейцарии, создала собственную коллекцию духов и запустила их в производство. В свою очередь, Вертхаймер, владелец контрольного пакета акций Parfums Chanel, увидел, что его прибыль, как и бизнес, находятся под угрозой.
После окончания Второй мировой войны деловой мир с интересом наблюдал за продолжающейся юридической борьбой за контроль над Parfums Chanel. Привлеченные к разбирательству стороны осознавали, что если приверженность нацистской идеологии и антисемитские взгляды Коко будут обнародованы, репутация и статус бренда Chanel серьезно пострадают.
Шанель наняла Рене де Шамбрена в качестве своего адвоката, чтобы подать в суд на Вертхаймеров. В конечном счете, оппонент и «потерпевшая» пересмотрели первоначальный контракт 1924 года, и пришли к взаимному согласию.
17 мая 1947 года Chanel получила прибыль военного времени от продаж Chanel № 5 в размере, эквивалентном примерно девяти миллионам долларов (по современным меркам). Согласно новому контракту, ее будущая доля составит два процента от всех продаж Chanel № 5 по всему миру, что равно, приблизительно, 25 миллионам долларов в год. Кроме того, Пьер Вертхаймер согласился на необычное условие, предложенное самой Шанель. Он согласился оплачивать все расходы Шанель — от тривиальных до крупных, до конца ее жизни.
Послевоенный период — возрождение бренда
В послевоенное время модный Олимп оккупировали мужчины. В 1947 году представил свою новую революционную коллекцию французский модельер Кристиан Диор. Не меньшего признания добились Кристобаль Баленсиага, Роберт Пиге, Жак Фат. Шанель была убеждена, что женщины, в конце концов, восстанут против эстетики, которую пропагандируют мужчины-модельеры, назвав их труды «нелогичным» дизайном: «корсеты для талии, мягкие бюстгальтеры, тяжелые юбки и жесткие куртки».
В 1953 году Коко обратилась с деловым предложением к Роберту Гуссену — талантливому ювелиру, разработавшему эксклюзивную линию украшений, отражающих знаковый стиль Chanel. Также был возобновлен выпуск фирменных твидовых костюмов, состоящих из жакета и юбки, украшенных нитями черного и белого жемчуга.
Габриэль с триумфом вернулась в мир высокой моды только в 1954 году. Возрождение ее дома моды было полностью профинансировано Пьером Вертхаймером. Французская пресса сдержанно отзывалась о новой коллекции Коко. Однако американские и британские СМИ не скрывали своего восторга — это настоящий прорыв, объединивший моду и молодежь по-новому.
Былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона; богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Твидовый костюм «от Шанель» — узкая юбка и обшитый тесьмой жакет без воротника с золотистыми пуговицами и накладными карманами — приобрёл популярность и стал символом успешности его владелицы.
В 1954 году Шанель заявила:
«Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю.»
Ридикюль представляла собой женскую сумочку на длинном шелковом шнуре, украшенную вышивкой; надевалась на руку.
В феврале 1955 года были представлены стеганые прямоугольные кожаные сумки на цепочках серебряного и золотого цвета, которые одинаково было удобно носить на плече или в руке. Дата их выпуска — 2/55 — и стала внутренним названием линии, ставшей легендарной. Как и твидовые костюмы марки, эти сумки до сих пор не вышли из моды.
На протяжении пятидесятых годов ХХ века одаренная Коко Шанель продолжала править модным балом. В этот период появился на свет первый мужской аромат Chanel — Pour Monsieur. Он также выпускался под названием «A Gentleman’s Cologne» («Аромат Джентльмена») и стал номером один среди всех мужских ароматов.
В 1950 — 1960-х годах Шанель покорила Голливуд. В ее нарядах расхаживали звезды мировой величины Одри Хепбёрн и Элизабет Тейлор, а также первая леди Америки Жаклин Кеннеди. Кроме того, Шанель была меценаткой. Она оказывала финансовую поддержку Сальвадору Дали и Пабло Пикассо. В 60-е годы Шанель отвергла идею мини-юбок, из-за чего её модный дом сильно сдал свои позиции.
В 1957 году была представлена весенняя коллекция Chanel, завоевавшая престижную награду на знаковом мероприятии Fashion Awards в Далласе. Тем временем Вертхаймер купил у Бадера его 20 % акций на парфюмерию Chanel, повысив общую долю своей семьи до 90 %. В 1965 году управлять этой долей начал сын Пьера Вертхаймера — Жак.
Смерть легенды
Шанель стала деспотичной и чрезвычайно одинокой в конце жизни. В начале 1971 года в возрасте 87 лет она постоянно болела. Она умерла 10 января 1971 года в возрасте 87 лет от сердечного приступа в отеле «Риц», где проживала более 30 лет.
Ее похороны были проведены в Église de la Madeleine. На церемонии в первых рядах сидели ее манекенщицы, а гроб был покрыт белыми цветами — камелиями, гардениями, орхидеями, азалиями и несколькими красными розами.
Могила «иконы» находится на кладбище Буа-де-Во, Лозанна, Швейцария.